16.04.2024
Минфин РФ предлагает с 1 июня 2024 года повысить минимальные розничные цены на водку, бренди и коньяк, а также минимальные закупочные цены на этиловый спирт. Согласно проекту приказа, размещенному на сайте проектов нормативных актов, минимальная розничная цена водки составит 299 рублей за 0,5 литра, бренди - 403 рубля, коньяка - 556 рублей за 0,5 литра. При индексации в перечень алкогольных напитков, на которые устанавливается минимальная цена в рознице, предлагается включить ром, его минимальную стоимость намечено установить на уровне 403 рубля за 0,5 литра. В настоящее время минимальная розничная цена водки составляет 281 рубль за 0,5 литра, бренди - 375 рублей, коньяка - 517 рублей.
Как сообщается в пояснительной записке к проекту приказа, индексация цен связана с уровнем инфляции, повышением ставок акциза на алкогольную продукцию крепостью выше 9 градусов (с 613 до 643 рублей за 1 литр безводного этилового спирта) и ростом затрат на производство алкогольной продукции.
При разработке проекта приказа принимались во внимание и влияние введенных внешних торговых и финансовых ограничений, рост стоимости импортного оборудования, комплектующих и расходных материалов. Ведомство отмечает и рост курса доллара к рублю.
Согласно проекту, минимальная отпускная цена на бренди повышается с 289 до 311 рублей за 0,5 литра, оптовая - с 304 до 327 рублей, на коньяк - соответственно отпускная с 397 до 427 рублей, оптовая с 419 до 450 рублей. Минимальная отпускная цена на водку у производителей предлагается на уровне 246 рублей (229 рублей в настоящее время), оптовая - 256 рублей (238 рублей) за 0,5 литра.
Минимальные цены на водку в России устанавливаются с 2009 года как мера для борьбы с "теневым" производством. С 2011 года введены минимальные цены на коньяк, с 2016 года - на шампанское.
Еще одним проектом приказа Минфин предлагает повысить минимальную закупочную цену на этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, до 73 рублей с 68 рублей за 1 литр безводного спирта. Необходимость этого объясняется ростом затрат, уровнем инфляции.
Так, по данным Росстата, на которые ссылается ведомство, на конец февраля 2024 года по отношению к февралю 2023 года цены на грузовые перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом выросли на 37% и 10% соответственно.
Третьим проектом приказа Минфин предлагает повысить с 51 до 55 рублей минимальную закупочную цену на этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, и на денатурированный этиловый спирт, произведенный из пищевого и непищевого сырья (за исключением биоэтанола). Датой вступления всех приказов в силу предложено 1 июня 2024 года, но не ранее 10 дней после их официального опубликования.
https://www.interfax.ru/business/955200
16.04.2024
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях нормы, касающиеся снижения ставок акцизов на отечественные игристые вина, включая российское шампанское. Соответствующие нормы были оформлены как поправки ко второму чтению правительственного законопроекта о введении учетно-контрольных специальных марок для маркировки табачной продукции вместо акцизных марок.
Как пояснил один из авторов поправок, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов ("Единая Россия"), группа поправок нацелена на поддержку отечественного производителя вин. По его словам, комплекс поправок подразумевает снижение установленной с 1 мая 2024 года ставки акциза на игристые вина, включая российское шампанское, с 141 рубль за литр до 119 рублей за литр.
Согласно тексту поправок, ставка акциза на игристые вина, включая российское шампанское, с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно составит 119 рублей за литр, с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - 124 рубля за литр, с 1 января по 31 декабря 2026 года включительно - 129 рублей за литр.
Кроме того, пояснил Фаррахов, в отношении крепленого вина и крепленого вина наливом предлагается установить в качестве единицы измерения налоговой базы 1 литр такой продукции вместо 1 литра безводного этилового спирта, содержащегося в товаре, соответственно устанавливаются ставки акцизов на крепленое (ликерное) вино. "Крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом - с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно - 141 рубль за литр, с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - 147 рублей за литр, с 1 января по 31 декабря 2026 года включительно - 153 рубля за литр", - говорится в тексте поправок.
Кроме того, поправки предполагают использование коэффициента, который позволяет при перечислении акциза на реализованные вина, в том числе игристые вина, принимать к вычету суммы акцизов, уплаченные налогоплательщиком при приобретении таких виноматериалов, в повышенном размере, пояснил Фаррахов. Также поправки подразумевают повышенный налоговый вычет сумм акциза в случае использования виноматериалов, произведенных до момента признания их подакцизным товаром, отметил депутат.
О введении учетно-контрольных спецмарок на табак
Согласно инициированному правительством РФ и принятому Госдумой закону, также вводятся учетно-контрольные специальные марки для маркировки табачной продукции вместо акцизных марок. Соответствующие поправки вносятся в Налоговый кодекс РФ.
Документ предусматривается введение термина "учетно-контрольная специальная марка" для средств идентификации, наносимых на упаковку табачной и подакцизной никотинсодержащей продукции, для сохранения полномочий по администрированию сумм акцизов в отношении ввозимых из стран - членов Евразийского экономического союза соответствующих товаров таможенными органами, а также в связи с необходимостью контроля за правильностью определения налоговой базы по акцизам в отношении табачной и никотинсодержащей продукции.
Также законом регламентируются случаи, когда налоговая база по табачной продукции определяется на основе данных информационной системы мониторинга.
Согласно документу, учетно-контрольные марки планируется наносить на упаковку табачной продукции, жидкости для электронных систем доставки никотина, упаковку электронных систем доставки никотина, содержащих жидкость табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
https://tass.ru/ekonomika/20491421?ysclid=luuytgcqxd625564664
09.04.2024
Маркировку ввозимой в Россию алкогольной продукции за рубежом следует законодательно запретить и перенести этот процесс на территорию России, считает министр финансов Антон Силуанов. Он высказал это мнение на коллегии Федеральной таможенной службы.
"Еще один вопрос - это маркировка ввозимой в Россию алкогольной продукции. Она сегодня осуществляется на складах за рубежом, в первую очередь в странах Прибалтики. Необходимо подготовить законодательные предложения о запрете такой маркировки, которая осуществляется за рубежом, и переносу этой деятельности на территорию России. Это важная задача", - сказал министр.
В России с 1 июня 2022 года идет эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными спецмарками. Он начался с Калининградской области, затем правительство получило право распространить его на все регионы страны. Сейчас он проводится на территориях Москвы, Петербурга, Московской, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Псковской и Смоленской областей, Краснодарского края и Татарстана.
Суть эксперимента в том, что ранее маркировка импортного алкоголя разрешалась исключительно до ввоза на территорию Россию на заводах-изготовителях или на складах, расположенных обычно в странах Балтии (Литва, Латвия). Из-за этого у импортеров возникали дополнительные риски, связанные с формированием логистической цепочки поставок, обеспечением дополнительного страхования грузов. Возникал риск отказа в такой маркировке на территориях западных стран.
Эксперимент по нанесению марок на складах в России должен был завершиться 31 мая 2024 года. 13 марта Госдума приняла в третьем чтении закон, который продлевает его на два года, до 31 мая 2026 года.
По мнению авторов проекта, сейчас есть риск введения рядом стран запрета на маркировку на их территории импортного алкоголя, поставляемого в Россию. "В связи с этим представляется целесообразным продлить срок проведения эксперимента до 31 мая 2026 года, что позволит сформировать новые логистические маршруты и создать новые инфраструктурные объекты", - говорится в пояснительных материалах к законопроекту.
https://www.interfax.ru/russia/951589
09.04.2024
Президент Владимир Путин подписал закон, который продлевает на два года - до 31 мая 2026 года эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными спецмарками. Закон опубликован на официальном портале правовой информации.
Госдума одобрила его 13 марта, Совет Федерации - 20 марта.
Этот эксперимент продолжается с 1 июня 2022 года. Он начался с Калининградской области, затем правительство получило право распространять его на другие регионы. Сейчас он проходит в Москве, Петербурге, Московской, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Псковской и Смоленской областях, Краснодарском крае и Татарстане.
Суть эксперимента в том, что ранее маркировка импортного алкоголя разрешалась исключительно до ввоза на территорию России на заводах-изготовителях или на складах, расположенных обычно в странах Балтии (Литва, Латвия). Из-за этого у импортеров возникали дополнительные риски, связанные с формированием логистической цепочки поставок, обеспечением дополнительного страхования грузов. Возникал риск отказа в такой маркировке на территориях западных стран.
Эксперимент должен был завершиться 31 мая 2024 года.
21 марта глава Минфина Антон Силуанов предложил подготовить законопроект о запрещении маркировки импортного алкоголя за рубежом и переносу ее на территорию России.
https://www.interfax.ru/world/952287
12.03.2024
В новом положении установлены правила контроля за производством и оборотом табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для них.
В предмет контроля не входит соблюдение требований к розничной продаже (включая нормы о защите прав потребителей), а также санитарно-эпидемиологических правил.
Проверки проводят Росалкогольтабакконтроль и его территориальные органы. Объектами контроля выступают:
Ведомство относит каждый объект к одной из 4 категорий риска: значительный, средний, умеренный, низкий риск. Правила категорирования установлены в приложении N 1 к положению.
Положение также устанавливает нормы:
Положение действует с 1 марта. Есть небольшое исключение в части расчета баллов для присвоения категории риска. Оно вступает в силу 1 апреля.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 01.03.2024 N 249
https://www.consultant.ru/legalnews/24719/
12.03.2024
С 9 марта Росалкогольтабакконтроль получит право выборочно проверять алкогольную продукцию в рознице. Критерии для выбора продукции определят Минфин и Минэкономразвития.
Количество проверок будет ограничено. Так, один торговый объект проконтролируют не более 1 раза в течение календарного месяца.
Алкоголь отправят на экспертизу. Если установят нарушения требований в зоне ответственности Росалкогольтабакконтроля, проверят производителей, импортеров или других лиц, участвовавших в обороте (кроме розничных продавцов). Для таких мероприятий потребуется согласование прокуратуры.
https://www.consultant.ru/legalnews/24720/
14.02.2024
Президент РФ Владимир Путин подписал закон по расширению полномочий регионов в борьбе с «наливайками». Речь идет о предприятиях общепита в многоквартирных домах или возле них, которые продают алкоголь ночью, что запрещено делать розничным магазинам.
Закон дает регионам право вводить ограничения на торговлю алкоголем в точках общепита в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. Субъекты РФ смогут установить, что из объектов общепита продавать слабоалкогольную продукцию могут только рестораны, бары, кафе и буфеты. Также региональные власти смогут ограничивать время продажи алкоголя в предприятиях общепита в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. Запрет нельзя будет распространять только на рестораны.
Закон также освобождает до 2025 года от ответственности розничных продавцов алкоголя из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей за нарушения в учете оборота алкогольной продукции и непредоставление информации в ЕГАИС.
Закон вступит в силу 1 апреля 2024 года. Положения об ответственности в новых регионах вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
https://www.kommersant.ru/doc/6509659?utm
12.02.2024
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками напоминает о том, что с 1 марта 2024 года применяются требования об обязательном наличии лицензии на один из видов деятельности, указанных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее — Закон № 203-ФЗ).
При этом табачные изделия, табачная продукция, сырье, никотинсодержащая продукция и никотиновое сырье в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, наличие которых предусмотрено Законом № 203-ФЗ, подлежат изъятию из незаконного оборота (подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона № 203-ФЗ).
Также обращаем внимание, что с 1 апреля 2024 года за производство или оборот табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства без соответствующей лицензии (в случае, если такая лицензия является обязательной), если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
https://fsrar.gov.ru/news/view/?id=5929
08.02.2024
Комитет Госдумы (ГД) по экономической политике одобрил продление эксперимента по маркировке импортного алкоголя на два года – до 31 мая 2026 г., сообщает ТАСС.
Инициатором проекта закона выступила группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета ГД по экономической политике Максимом Топилиным.
Эксперимент по маркировке начался 1 июня 2021 г. и изначально должен был действовать до 31 мая 2024 г. Мера действует в 10 регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Московской, Смоленской областях, Краснодарском крае и Татарстане. По данным сайта Федеральной таможенной службы, по состоянию на 1 января 2024 г. в эксперименте принимают участие 22 таможенных склада и 106 импортеров алкогольной продукции.
24 января «Ведомости» со ссылкой на источники, присутствовавшие на комиссии правительства по законопроектной деятельности 22 января, писали, что законопроект о продлении маркировки импортного алкоголя поддержало правительство РФ.
По словам экспертов, после начала спецоперации в 2022 г. формирование новой системы замедлилось, в том числе из-за санкций, введенных против России, а сами сроки поставки необходимого для маркировки оборудования заметно выросли. Однако, по словам Топилина, перенос маркировки алкоголя на территорию России стал еще актуальней: появились риски введения санкций на обработку импортного спиртного в недружественных странах.
https://dzen.ru/a/Zbkh0TQfhkxOTDZj
08.02.2024
Руководство было разработано в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» для разъяснения обязательных требований и предотвращения нарушений и утверждено приказом ФАС от 28 декабря 2023 года № 1079/23. В документе собрана в одном меcте информация, ранее публиковавшаяся в многочисленных письмах ФАС, которые уже отменены.
В руководстве ФАС разъясняет такие вопросы, как реклама безалкогольного пива или вина, понятие объекта рекламирования, запрет использования образов людей и животных, возможность размещения в интернете производителями и продавцами информации о товарах. В частности, ФАС указывает, что не являются рекламой алкогольной продукции носящие информационный, новостной характер журналистские материалы о культуре потребления алкогольных напитков, публикации с прошедших выставок алкогольной продукции (без формирования интереса к определенной алкогольной продукции), интервью с представителем организации, производящей или реализующей алкогольную продукцию и т. д.
Кроме того, в документе разъясняются критерии отнесения рекламы к оскорбительной и непристойной, к вводящей потребителя в заблуждение, а также вопросы использования русского и иностранного языка.
Ранее ФАС опубликовала руководство с разъяснением понятия рекламы, утверждённое приказом от 14 ноября 2023 года № 821/23. В документе, в том числе, разъясняются вопросы разграничения рекламы и информационных материалов, органичной интеграции информации в произведения культуры, понятия спонсорской и социальной рекламы.
https://dzen.ru/a/ZbdyMz6UEAUKF64J